Ахея — государство-орден, за которое довольно сложно играть. Хреновые настройки ползунков ВП и трудное геополитическое положение. Вы очень слабы, но имеете гарантии западных держав и находитесь в сфере их влияния. Имея по-близости парочку стран, в которые можно вторгнуться, у вас всё же есть некоторый шанс.
Ангальт — однопровинчатый немецкий минор, расположенный около чуть более мощных Саксонии и Тюрингии. Удачно выбрав момент для нападения, вы сможете захватить их, обойдясь без союзников.
Ансбах — лучший вариант для первой игры за немецкого минора. У вас нет крупных соседей, но все они имеют к вам некоторый интерес.
Аквилея — североитальянское епископство средних размеров. Владеет двумя золотоносными провинциями. Венеция имеет щитки на ваши земли. Выжить среди алчущих золота соседей будет не просто.
Арагон — зажатое между Кастилией и Францией государство, за которое всегда интересно сыграть. Аннексия Наварры и создание Испании — основной путь развития. Создание мощной морской державы на Средиземном море поможет в осуществлении этих планов.
Австрия — сильное государство в составе СРИ. Может быстро стать императором и с его полномочиями подчинить Италию и Германию. Используя ее крепкие позиции в СРИ и бонус к дипломатии, вы можете контролировать Папский престол и получать от этого определенные выгоды. Расположение на окраинах СРИ дает возможность расширяться во внешний мир, чередуя дипломатические акции с военными.
Бар — маленькое невероятно сложное государство. За него практически невозможно выжить в первые годы. Главная опасность — Бургундия, имеющая на вас довольно большой зуб. Бавария — средних размеров государство в составе СРИ, зажатое между Австрией, Богемией и Францией. Имеет не самые лучшие настройки ВП, так что играть за Баварию весьма интересно.
Богемия — негерманское государство в составе СРИ, вынужденное постоянно противостоять целой ораве местных карликов. Тем не менее Богемия вполне способна стать европейским гегемоном.
Брабант — еще одно государство с далеко не лучшими настройками ВП. Добавьте к этому еще агрессивную соседку-Бургундию, которая имеет свои щитки на ваших землях. Брабант может создать как Датскую нацию, так и Бельгийскую империю.
Бранденбург — становится крупным мажором при создании Пруссии. Вынужден противостоять таким серьезным соседям как Богемия и Польша.
Бремен — окружен провинциями с той же культурой, довольно быстро получает КБ на Данию, в качестве сильного союзника имеет Ганзу. Также располагает выходом к морю. Является архиепископством, так что регентские советы вам не страшны.
Добавлено (24.06.2012, 14:58) --------------------------------------------- Европа (продолжение)
Великобритания — отличное месторасположение для колонизации, можете создать мощную империю, которая никого не боится.
Бретань — среднее по размерам французское государство, которое легко может захватить всю Францию, если вы знаете, что делать. Также есть все условия для торговли и колонизации.
Брауншвейг — еще один из многочисленных германских однопровинчатых миноров, тем не менее способен расшириться за счет своих врагов.
Болгария — если вам когда-нибудь удастся отложиться от Оттоманской империи, ваша следующая задача - удержать независимость. Если удалось, следующая задача - защититься от Венгрии, Австрии, Сербии и Валахии, после чего - стать единоличным хозяином Балкан.
Бургундия — отличные миссии, может проглотить всю Францию и положить конец ее царству террора!
Византия — та же фигня, только с османами. Византия, тем не менее, гораздо более сложная страна. Во-первых, она православная, во-вторых, переживает свой упадок.
Кастилия — вынуждена противостоять своим соседям Арагону и Португалии, до тех пор, пока на севере не столкнется нос к носу с Францией, или продолжить Реконкисту, перенеся ее в Африку. Объединив Пиренеи, может вплотную приступить к колонизации Нового Света.
Коннахт — самый западный и самый бедный из ирландских миноров. Он граничит с другими четырьмя ирландскими провинциями, что делает его весьма уязвимым для интервенции.
Корфу — сбросьте цепи венецианского доминирования и завоюйте Грецию, а с ней и всю юго-восточную Европу. Если сможете, конечно.
Корсика — (сперва должна быть выделена из Генуи) вторгайтесь в малые державы Средиземноморья и постепенно расширяйте вашу морскую империю.
Хорватия — борьба за выживание, борьба за то, чтобы не стать пирогом, который поделят между собой Австрия, Венгрия и Венеция. Оттоманская империя, конечно, тоже является грозной проблемой.
Кипр — островное государство, расположено как раз так, чтобы в один бросок захватить Святую Землю во имя Христа. После этого попытайтесь ее удержать.
Дания — объедините бедные скандинавские провинции и установите свою власть в северной Европе. У вас есть возможность вклиниться в северную Германию за счет миноров, но только если совладаете со шведскими армиями.
Добавлено (24.06.2012, 14:58) --------------------------------------------- Европа (продолжение)
Англия — мощная держава на острове, откуда удобно вторгнуться в Ирландию, Шотландию и даже на континент. Безопасность обеспечивают Ла-Манш и мощный флот, и отсюда удобно отправиться колонизировать Новый Свет.
Эпир — Неаполь, Византия и османы имеют щитки на вашу одну-единственную провинцию и стремятся опередить друг друга в объявлении вам войны в первые же дни. Эпир выглядит одним из самых безнадежных миноров.
Финляндия — (сперва нужно выделить из Швеции) разбейте Швецию, Норвегию и Данию, создайте Скандинавию, и овладейте Балтикой. И помните - Россия и Швеция всегда будут нести основную угрозу.
Фландрия — (сперва нужно выделить из того, кто владеет щитовыми провами). Продвигаясь на север, создайте Нидерланды, сдержите натиск Франции и СРИ.
Франция — одна из самых мощных держав мира, подчинив себе весь регион и разбив своих соперников в Британии и Испании, она может начать масштабную колонизацию.
Фрисландия — поначалу маленькая, но способная создать Нидерланды держава. Разбейте Францию и завоюйте мир! Как и большинство стран региона Фрисландия член СРИ.
Генуя — богатая торговая республика, способная победить Милан и объединить Италию, или использовать свои черноморские владения как плацдарм для вторжения в Россию.
Грузия — маленькая страна, которая вынуждена полностью положиться на суровые законы и неудержимую чеканку монет, если хочет выстоять против своих грозных соседей.
Германия — центрально-европейский монстр с огромным потенциалом для вторжения в Италию или Францию.
Гранада — единственная мусульманская страна Западной Европы. Последний осколок Кордовского халифата, вынужденный противостоять христианам практически без надежды на победу.
Готланд — однопровинчатый минор, занимающий одноименный остров у шведских берегов. Должен противостоять агрессии датчан, шведов, тевтонцев, русских, поляков и вообще любого, кто окажется неподалеку.
Голландия — лучшая машина по зарабатыванию денег в мире, в торговле вас не побьет никто. Голландия в удобном положение, чтобы создать Нидерланды и начать строительство колониальной империи.
Добавлено (24.06.2012, 15:00) --------------------------------------------- Европа (продолжение)
Гольштейн — маленькая страна в подчинении у Дании, страны, которая с небольшой сторонней помощью, всегда рада сама себя развалить, поэтому просто выберите подходящий момент для удара в спину. После этого вы - германский минор за пределами СРИ. Но не отчаивайтесь, рядом куча карликов, которые можно глотать в любом порядке.
Венгрия — в меру упитанный монстрик в Балканском регионе. Средние доходы от налогов, но очень малое количество рекрутов. В подчинении имеет Трансильванию с той же культурой и венгерским щитком на одной из двух ее пров. Ее главная проблема - скудные земли и османы с оравой своих вассалов по соседству.
Ирландия — попытайтесь взять реванш у Великобритании или пересеките Атлантику и начните строить колониальную империю.
Курляндия — небольшое государство в Прибалтике. Попытайтесь закрепиться в регионе и при первой же возможности сматывайтесь в Америку, пока местные гопники, типа Швеции, не закошмарили вас.
Ленстер — восточная граница выходит на английский плацдарм в Ирландии. Чтобы объединить Ирландию, вам понадобиться выковырять англичан из Мита.
Литва — невероятно могущественное балтийское государство, но ограниченное своим статусом младшего партнера в унии с Польшей.
Лотарингия — имеет удобное месторасположение и для расширения во Францию, и для экспансии в Германию, но сперва ей предстоит выстоять против мощи Бургундии или Франции, или обеих сразу.
Люксембург — единственный европейский однопровинчатый минор из игры, доживший до наших дней, сыграть за него - настоящий вызов самому себе. Он относится к немногочисленным французским державам СРИ; если вам удастся выжить и развиться, вы сможете воссоздать империю Карла Великого, объединив корону СРИ и корону Франции.
Мантуя — однопровинчатый минор в сердце Северной Италии, имеет весьма могущественных соседей, включая Милан и Венецию. Для раннего этапа экспансии Зета и Рагуза - наилучшие жертвы и защита от молниеносной аннексии.
Мазовия — окружена тремя мощными державами. У Польши есть миссия на вашу вассализацию, и тот факт, что вы территориально заперты между мажорами не облегчает эту ситуацию.
Мейсен — довольно интересный немецкий однопровинчатый минор, с саксонской культурой он теоретически может создать Пруссию. Возможно, это самый сложный путь к ней. Тем интереснее этот вызов.
Милан — имеет все шансы легко и быстро объединить Италию. С богатой казной, густонаселенными провинциями и членством в СРИ он вполне защищен от любой агрессии извне, но и сам он имеет некоторые трудности с расширением, поскольку и Император СРИ, и Папа имеют рычаги сдерживания.
Молдавия — гранича с Золотой Ордой, неизбежно становится проходным двором для ордынских и польских армий, но если вам удастся выжить и укрепить свои границы, вы можете создать Румынию и начать доминировать на Балканах.
Черногория - слабый православный однопровинчатый минор на побережье Адриатики, окруженный двумя региональными мажорами и толпой гнусных карликов. Единственный реальный шанс для расширения - это Рагуза или заокеанские земли, да и то при условии, что местные гопники либо заняты, либо быстро развалятся. Но будьте осторожны: вы в числе тех балканских государств, которые османы проглатывают в первую очередь в подавляющем большинстве партий.
Добавлено (24.06.2012, 15:03) --------------------------------------------- Европа (продолжение)
Московия — главная русская сила, способная противостоять Золотой орде. Хорошие миссии, но обширные провинции совсем бедны. Московия к тому же довольно отсталая страна в технологическом плане. Победив ордынцев, рано или поздно ей придется столкнуться с отборными европейскими полками.
Манстер — самое южное из ирландских королевств, река Шаннон служит удобным оборонительным рубежом.
Неаполь — Италия разобщена, а вы правите королевством достаточно обширным, чтоб извлечь из этого пользу для себя. Сицилия - самая удобная цель из всех соседей. Западное побережье Балкан тоже удобно для расширения Неаполя. Это создаст основу для технологического рывка перед тем как двинуться на север Италии, где полно мелких, но хорошо развитых держав.
Наварра — зажатая между крупнейшими державами Западной Европы, она тем не менее имеет удобное расположение ползунков внутренней политики, позволяющее ей невероятно разбогатеть. Излюбленная цель для вассализации у Арагона, но это можно использовать как шанс для начала колонизации с последующим освобождением. Тем не менее бойтесь сверхрасширения.
Наксос — сбросьте оковы Венеции и захватите контроль над Грецией, а уж потом можно взяться и за развал Оттоманской империи. Правда, не забудьте предварительно запастись изрядным количеством валерьянки и минимум одной запасной клавиатурой.
Нидерланды — воинственные соседи, богатые провинции, много-много веселья во всеевропейском рубилове. А еще вы супер торгаш.
Нормандия — (сперва нужно выделить из Франции) важная с исторической точки зрения держава, расположенная на севере Франции. Зажатая между Англией и Францией, Нормандия должна приложить очень много усилий, чтобы выжить.
Норвегия — грозные соседи, но имеет базы для начала колонизации Северной Америки раньше всех. Защищена личной унией на случай, если хотите мирной игры.
Новгород — сделайте вашу торговую республику богатой и сильной, или создайте Россию и установите контроль над Азией. Второе сильнейшее русское государство после Москвы, но как и остальные отстает технологически.
Пфальц — одно из государств СРИ, начинает с тремя провинциями, и может быстро превратиться в доминирующую силу в Германии. Часто предпочитаем курфюрстами для Императорского трона, это единственный минор, которого голыми руками не возьмешь.
Папская область — теократия, способна легко установить контроль над курией. Способна создать Царство Божие - разве это не прикольно?
Сообщение отредактировал ussr - Воскресенье, 24.06.2012, 14:56
Польша — раздробленные соседи на западе, психически неадекватная Золотая орда на юге и собственный раб - Литва - на востоке. Кушайте - не обляпайтесь.
Померания - хулиганистое государство в составе СРИ, затесавшаяся между Тевтонцами, Польшей и Бранденбургом, Померания тем не менее имеет все шансы завоевать Балтику и Северную Германию.
Португалия — к сожалению вам не светят масштабные европейские войны с горами трупов, зато вы можете начать колонизацию или двинуться в Африку. Но в этой идиллии не забывайте краем глаза поглядывать на Кастилию... краем глаза...
Прованс — многострадальный французский минор. Находясь в подчинении у Неаполя, вы с одной стороны защищены от притязаний соседей, с другой стороны ваша активность тоже весьма ограничена. Вы никогда не знаете, когда получите свободу, поэтому должны быть готовы в любой момент.
Псков — русский однопровинчатый минор, зажатый между Новгородом и Тевтонским орденом. У вас торговые настройки внутренней политики, что позволяет иметь сносную экономику. Но остерегайтесь ваших соседей.
Рагуза — слабый католический однопровинчатый минор, засевший в окопе между двумя региональными мажорами и их прихвостнями. Единственный реальный путь для экспансии - Черногория или заморские земли. Рагуза, как правило, быстро становится жертвой Венгрии, но сохраняется опасность привлечь также и внимание османов.
Рига — латвийское государство, окруженное территорией Тевтонского ордена, имеющее невнятные настройки внутренней политики. Почти всегда становится жертвой своего могучего соседа. Входит в СРИ, но в силу удаленности на защиту императора рассчитывать не приходится.
Рязань — расположена между Московией и Золотой ордой, реальных шансов мало. Московия имеет миссию на вашу аннексию, а ордынцев кумысом не пои, дай объявить вам войну. Еще одно безнадежное русское княжество.
Сардиния — защитите свой остров от Арагона и атакуйте слабые североафриканские государства. Чем раньше начнете экспансию, тем больше у вас шансов выжить.
Савойя — маленькое государство на границе Италии и Франции. Исторически именно эти ребята создали Италию, но в игре у вас не так уж и много шансов против многочисленных врагов.
Шотландия — поскольку Delra (видимо, местный гуру на парадоксовском форуме - Otshelnik) просрал 12 раз (да-да, 12!), играя за шотландцев в "Великих династиях", если вы осилите эту страну, можете собой гордиться.
Сербия — вассал османов, зажатый между Портой и Венгрией. Скромные размеры, хреновое месторасположение и восточная техгруппа делают победу настоящим подвигом.
Сицилия — островное государство с двумя соседями, которые вызывают беспокойство - Неаполь и Арагон. Тем не менее есть все условия для покорения Африки даже этим задохликом. Сицилия слаба, чтобы тягаться с европейскими грандами, но сильнее многих средиземноморских миноров.
Сиена — прибрежный однопровинчатый минор в центральной Италии. Сиена может расширятся за счет соседних миноров. Но рано или поздно ей придется выяснить отношения с Миланом.
Силезия — ближайшая реальная цель для завоевания аж в России, вы окружены грозными соседями, способными раздавить вас как муху, а ваши настройки внутренней политики заставляют вспомнить слова, которые мама запретила употреблять. Играть почти невозможно, особенно если учесть, что вы еще и вассал Богемии…
Штирия — две золотоносные провинции, и торговый центр по соседству, который можно захватить. Австрия и Венгрия всегда рядом и готовы наказать за любую оплошность. Если вам повезет, то вы тоже сможете их кое-чему научить.
Швеция — самая сильная из скандинавских стран, но вечно встревает в глупые истории со своими соседями. Особенно досадно, что поначалу приходится терпеть ваш статус младшего партнера в унии.
Швейцария — республика в составе СРИ со сносными настройками внутренней политики и небедными провинциями. Вы легко можете разбогатеть, если избежите когтистых лап Франции, Бургундии и Милана.
Тевтонский орден — на старте хилые провинции, но большой военный потенциал и хорошие, усредненные настройки ВП, позволяющие быстро начать доминировать в желаемом направлении. Поскольку это орден, регентские советы вам не грозят.
Ганза — стартуете с богатым торговым центром и выходом к морю, располагаете классными миссиями для завоевания Дании и других наций. Можете создать Германию.
Орден Св.Иоанна — последний осколок некогда могущественного ордена крестоносцев. Все еще есть возможность возродить его, расширяясь за счет миноров в Средиземноморье.
Трансильвания — трудности старта в том, что вы вассал Венгрии и стоит вам освободиться, вы лишитесь вообще всякой защиты перед османами и золотоордынцами. Тем не менее многие соседи Трансильвании всегда доступны для завоевания.
Трапезунд — однопровинчатый минор в Черном море с могущественными врагами и немногочисленными союзниками. Один из последних осколков Римской империи, он настоящий вызов даже для искушенного игрока.
Тоскана — весьма перспективный однопровинчатый минор, способный стать лидером торговли и создать Италию.
Ольстер — северо-ирландское королевство. Граничит с ирландским плацдармом Англии - Митом, а также с другим ирландским минором Коннахтом.
Венеция — очень сильные соседи, ваши владения расшвыряло по всему Средиземному морю, что делает вас объектом пристального внимания со стороны половины известного мира.
Валахия — минор-смертник между Венгрией, Османской империей, Польшей, Литвой и Золотой ордой.
Ярославль — один из слабейших кандидатов на создание России. Играть за него - благородное дело, жаль, что выиграть нельзя.
Запорожье — появляется в одноименной (реже в соседней) провинции в результате восстаний. Появляется почти всегда с идиотской формой правления и суннитской религией.
Украина - если выделять из Орды может оказаться суннитской, а из Литвы - католической. Почти всегда получает племенную форму правления, что вызывает желание отправить в офис парадоксов посылку с дохлой кошкой. В остальном имеет неплохие шансы, если сумеет выжить на первом этапе.
Армения — (сперва нужно выделить из Тимуридов или их преемника) окружена тучей разъяренных басурманов, располагает лишь одной провинцией со своей культурой! Расширение практически невозможно.
Аютия — распространите буддизм по всей Юго-Восточной Азии, выстойте против Китая и станьте главным в регионе.
Бихар — родина второго по размерам торгового центра в Азии, но излюбленная цель для экспансии Дели, имеющего щитки на вашей земле. Вырваться вперед по технологиям не так уж и сложно, а вот стать военной силой - это уже задачка посложней.
Чагатайское ханство — хорошие настройки ВП, сложно, но можно создать Великих Моголов.
Чампа — княжество в джунглях Вьетнама, окружено буддистами и конфуцианцами, так что Священная война вам не грозит. Смотрите только, чтоб Китай на вас случайно не наступил.
Дай-Вьет - Китай имеет миссию на ваше уничтожение, что грозит большими проблемами. Но если китайцы опять что-то между собой не поделят и развалятся, ваши шансы ощутимо возрастут.
Декан — весьма интересное индийское государство средних размеров, зажатое между Дели и Виджаянагаром. Находясь в самом сердце Индии и будучи единственным суннитом в регионе, вы подобны дембелю, забредшему в женскую баню.
Дели — вы владеете одной из самых лучших провинций в мире, вы мусульманин, все ваши провинции хинди и вас окружают страны этой же культуры. У вас есть претензии на земли Бихара, владеющего одним из богатейших ТЦ в регионе. Завоевав его, вы можете стать сказочно богатым купеческим государством.
Золотая орда — если проведёте реформы, можете смело поглощать Европу на завтрак, обед и ужин. Сфокусировавшись на прокачке технологии управления и вестернизации, вы временно отстанете в армейских технологиях, но какое это имеет значение, если вокруг вас одни карлики?
Государство Джалаиридов — весьма крепкое суннитское государство, расположившееся между шиитскими державами. Если не тупить по-черному, довольно быстро можно навалять всем соседям и стать региональным гегемоном.
Япония — изолированная островная держава, одной из последних встречает европейских завоевателей. Имеет отличные возможности колонизировать Дальний Восток, завоевать шантрапу в Индокитае и после двинуться в восточную Африку. Для особо одаренных есть возможность высадится на Гавайях и Аляске.
Караман — стартует в союзе с Тимуридами, извечными врагами Турции. Оба однопровинчатых соседа имеют гарантии Тимуридов, что делает экспансию проблематичной. В случае успеха, Караман может продолжить расширение за счет вассалов Тимуридов (и тут вам должно офигительно повезти…) и приготовится к яростной обороне. Если выдержите натиск Тимуридов/Турции, станете полноправным хозяином передней Азии и даже Балкан.
Хорасан (появляется не сразу) — не орда (в отличие от многих соседей), исламская техгруппа, шиизм. Вы можете создать империю Великих Моголов или Персию - но только кого-то одного из них.
Корея — вы застряли в треугольнике смерти между Маньчжурией, Китаем и Японией, но если сумеете побороть маньчжуров вам все пути открыты - колонизировать Дальний Восток, Индонезию или ворошить Индокитай. Постарайтесь особо не привлекать внимание китайцев и создайте могущественную империю прежде, чем до вас доберутся англичане.
Маньчжурия — аки муха сидит на макушке Китая и все время рискует быть прихлопнутой. Тем не менее постарайтесь повторить историю и установите контроль над Поднебесной.
Китай — в числе самых грозных государств игры. Что еще сказать? Легко покорить Азию, а дальше и весь остальной мир. Главное успеть совершить технологический скачок и не рухнуть при этом под ордами повстанцев.
Монголия — вассал Китая, так что вторжения извне опасаться не стоит, но и дарования свободы от сюзерена вы тоже вряд ли дождетесь. Ваша алтайская культурная группа позволяет поглощать все, что лежит между вами и Украиной без каких либо штрафов за культуру.
Ойратская орда — нищий, примитивный народишко, понятия не имеющий о технологическом прогрессе. Его единственное оружие - истощение противника на бесплодных землях. Пусть армии интервентов подохнут в пустынях и степях ойратов, а после можно наведаться и в их провинции. Единственный шанс хоть чего-то достичь заключается в смене формы правления и вестернизации.
Оман — в перспективе торговый гигант Ближнего Востока. Есть все шансы столкнуться в смертельной схватке с Тимуридами, Мамелюками, Турками, Персами и т.д.
Орисса — это настоящий вызов искушенному игроку. В окружении амбициозных соседей, лишенные крупных размеров, богатых ТЦ или выгодного расположения, вы должны преодолеть не только сомнительные настройки внутренней политики, но и собственное желание снести нахрен игру, неизбежно возникающее после очередной неудачи в войне.
Османская империя (Турция) — суннитский гегемон, главная угроза христианскому миру. На начальном этапе реальную угрозу могут представлять разве что Тимуриды. В скором времени возможны конфликты с Золотой Ордой и мощными Мамелюками. Однако уже к середине 15 века начинаются проблемы с европейцами, особенно с Австрией и Богемией. Тут главная опасность - война по периметру, когда вы буквально со всех сторон окружены врагами. Особенно неприятно стать объектом Крестового похода, который против турков объявляют весьма часто. В этом случае вы легко окажетесь в состоянии войны с половиной католиков и дерзкие десанты англичан, кастильцев и даже шведов могут стать привычным делом. С другой стороны вы имеете прекрасный КБ Священная война, позволяющий вам вгрызаться в Европу практически безнаказанно.
Персия — невероятно мощная шиитская империя. Легко может стать мировым гегемоном, если разгромит Турцию и не допустит европейцев на Ближний Восток.
Кара-Коюнлу — крайне неблагоприятные стартовые условия, провы без крепостей, племенная форма правления и положение "аля-бутерброд" между мощными соседями - Золотой Ордой и Тимуридами. Зато у вас есть выбор, какую нацию сформировать - Персию или Великих Моголов.
Раджпутана — крупное государство для своего региона, граничащее с Тимуридами и Дели. Эти ребята могут вас уничтожить, но если вам всё же удастся выжить и вестернизироваться, Азия в ваших руках.
Сарухан — племенной минор, чьи соседи (Византия и Турция) имеют щиток на вашей земле. Выживание будет весьма затруднительным, но, по крайней мере, у вас самый лучший флаг в игре! Вперед во имя Изенгарда!
Шарджа — маленькое, но довольно сильное суннитское государство, расположенное так удачно, что арабов дураками не назовешь.
Тимуриды — весьма шаткое положение, несмотря на общую мощь державы. Хотя вы и можете разбить своих врагов, ваша племенная форма правления - просто фабрика по производству повстанцев. Ваш путь - создание Великих Моголов после завоевания Дели.
Виджаянагар — удивительно живучее индийское государство, которое часто покоряет весь полуостров. Тем не менее играть за него сложно, если вы привыкли к европейским державам.
Йемен — турки, персы и прочие завоеватели всегда рядом. На их фоне Йемен выглядит потрясающе слабым, но если пробраться в восточную и юго-восточную Африку, там можно найти кем поживиться.
Адаль - средних размеров государство субсахарской техгруппы, которая делает вас потенциальной жертвой практически всех северных и восточных соседей. Единственное, что вас спасет на начальном этапе - это религия и хорошая форма правления. До вестернизации вам нужно быть очень осторожным во внешней политике и избегать всяческих конфликтов с соседями.
Алжир — граничит с Тунисом и Марокко, является обычной жертвой иберийских завоевателей. Если сумеете собрать под своим началом все земли северного побережья Африки, у вас появится небольшой шанс сдержать европейцев.
Сеннар (вроде бы правильно, в англ. варианте Funj - прим. Otshelnik) — нубийский народ, о существовании которого многие игроки даже не подозревают, потому что такое государство отсутствует на карте 1399 года и может появиться только в 1503 (но не факт, что таки появится). Сеннар изначально христианское государство (однако после 1530 года оно будет появляться уже мусульманским). Всё, что касается Эфиопии, применимо и к этому народу, разве что у Сеннара более протяженная граница с Мамелюками (с Турцией, если вы стартуете партию в поздний период, охватываемый игрой) и провинции ощутимо беднее. Игра за Сеннар доставляет.
Ашанти — центрально-африканский однопровинчатый минор с племенным правительством. Ваша задача отбиться от наседающих малийцев и постараться захватить регион прежде, чем к вам в гости заявятся алчные европейцы с их несокрушимыми оружием и религией.
Конго — недоразвитая малявка на задворках суб-экваториaльной Африки. Вы удалены от европейцев на столько, насколько это вообще возможно в Старом Свете. Но даже это не спасет вас от нашествия португальцев.
Мали — западно-африканский варвар с некоторой перспективой на выживание, так как кастильцы до вас доберутся не сразу. Тем не менее еще до пожара Реформации они непременно припрутся, давая вам шанс на стремительную вестернизацию, или не менее стремительную гибель в попытке эту вестернизацию осуществить. Мали - одна из немногих африканских наций, способных дожить до конца игры даже под управлением АИ. Конечно, если игрок при этом не будет играть за мажоров Западной Европы.
Марокко — после Гранады вы первая цель европейцев на заре эпохи колонизации. Тем не менее, если вы обладаете хотя бы зачатками интеллекта и определенной долей везения, то однажды именно ваши имамы принесут истинную веру в Лондон, Париж и Рим.
Мамелюки — может насмерть закошмарить всех своих соседей, объединив наконец всех правоверных в одном государстве. После этого Европа - ваша игровая площадка.
Мономотапа — восточно-африканская племенная нация, имеющая всего одного соседа. Сокрушите Суахили и двигайтесь на Ближний Восток, если сможете модернизироваться.
Сонгай — вы африканская монархия, со всех сторон окруженная племенными народами. Используйте их разногласия для расширения своей империи. Некоторое время вы проживете без пристального внимания европейцев, используйте это время чтоб вестернизироваться и начать колонизацию южной Африки, для чего у вас отличная позиция.
Суахили — маленький народец, вынужденный полностью положиться на чеканку монет и специальные законы просто для того, чтобы выжить. Но если соседи на вас просто чихнут, вас сметёт.
Триполи — 3 провинции в Средиземноморье. Попытайтесь побороть ваших соседей (Мамелюков, Марокко, Алжир и Тунис), чтобы стать региональным гегемоном. Ключ к успеху - вестернизация. Без нее вас сметут первым же Крестовым походом.
Бруней — этакий бегемот Юго-Восточной Азии, ни одной стране под управлением АИ вас не завалить, но только до тех пор, пока вы не выйдете на границу с Китаем. При этом появление общей границы с династией Минг - лишь вопрос времени.
Цейлон — всего две провинции, но островной статус дает хороший бонус к обороне от интервентов с материка, да и вспоминают о вас далеко не в первую очередь. Можно спокойно выждать момент для нападения на ослабленную державу или начать колонизацию. Но не забудьте вестернизироваться, ведь от прихода англичан и португальцев океан вас не спасет.
Маджапахит — буддистское государство на Яве, окруженное суннитами, частая жертва Джихада. Вы можете колонизировать Молуккские острова, Австралию и Филиппины.
Макассар — однопровинчатый минор с миролюбивыми соседями, если не считать Маджапахит. Но если он на вас нападет, можете рассчитывать на протекцию трех соседних суннитских держав. Вам также открыть путь в колонизацию восточной Индонезии, Австралии и островов Тихого океана.
Малайзия — крепкое исламское государство с удачными настройками внутренней политики и богатым торговым центром. Вы можете удариться как в торговлю, так и в колонизацию. Это даст вам подняться на ноги прежде, чем до вас доберутся европейцы.
Рюкю — возможно, самая сложная держава в игре, крошечная, без каких-либо шансов на выживание в долгосрочной перспективе. Но если вам улыбнется удача и попадется толковый правитель, вы можете уклониться от китайского вторжения и создать островную мини-империю.
Сулу — двухпровинчатое государство на Филиппинах. Как и у других держав региона, ваша задача создать островную империю и попытаться вторгнуться на континент.
Примечание: как только в Америку прибывают европейские колонисты, все местные американцы сразу превращаются в избиваемых младенцев.
Ацтеки — стартуете карликом, выжить можно только захватив соседей. Учитывая технологическое равенство в Новом свете, это не так сложно.
Чиму — всего один сосед - инки. Если сможете их одолеть, станете полноправным властелином Южной Америки.
Колумбия — постколониальная держава с очень сильными соседями - Ла Платой, Испанией и Мексикой. Заключение союза с такой же восставшей колонией, как вы, позволит вам раз и навсегда отбиться от притязаний бывшей метрополии.
Крик (маскоги) — неплохое расположение, дающее возможность пободаться с двумя соседями. Скучать до прибытия европейцев вам не позволит племенной строй. А когда оные прибудут, начнется survival-хоррор.
Гаити — карибская постколониальная держава. Ну-ка попробуйте покорить США и Мексику!
Гуроны — завоюйте соседей и приготовьтесь противостоять португальцам (если повезет) или британцам/кастильцам (если не повезет). Вестернизацию нужно осуществить, едва европейцы появятся на горизонте.
Ирокезы — то же самое, но прическа вождя круче.
Мексика — может похвастаться, возможно, лучшим флагом в Новом Свете. Но не им одним! Вам достались одни из лучших земель испанской Америки, в перспективе вы - самое сильное постколониальное государство. Но не обольщайтесь, на ваших землях, кроме вас, могут образоваться и другие сепаратисты.
САСШ — стартуете под конец игры в удобном месте с хорошим положением ползунков внутренней политики. Бывшая метрополия приложит кучу усилий, чтобы вернуть вас под свой контроль. Слава богу, игра кончится прежде, чем это кошмар.